Материал опубликован в журнале ИнРок #7, 2002


Стин Могенсен (Cornerstone): КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ


Royal Hunt представлять нашим читателям не нужно - эта группа имеет в России большую армию поклонников. Однако надо же такому случиться - интервью с одним из ее участников оказалось... внезапным и случайным!


Нет, дело не в том, что нам были неинтересны подробности последних событий на "королевской охоте", но темой предстоящего интервью была группа Cornerstone, и планировалось, что в редакцию "ИнРок" позвонит ее вокалист Дуги Уайт. Но вот, часы урочные, как говорится, пробили, и... в телефонной трубке слышно: "Здравствуйте! меня зовут Стин Могенсен..." Поняв, что мы имеем дела с главным идеологом проекта, а заодно и с басистом RH, мы, поначалу опешившие, быстро оценили всю глупость и в то же время ценность своего положения и постарались извлечь из него максимальную выгоду...

Приветствуем вас, Стин! Давайте поговорим о новом альбоме Cornerstone - "Human Stain"...

Что ж, может, я не совсем тот, с кем его нужно обсуждать (смеется). Но вообще, думаю, получилось именно то, чего мы хотели. А хотели мы сделать нечто в духе Purple или Rainbow, классический хард-роковый альбом, как по звучанию, так и по структуре композиций. И все находившиеся в студии работали над альбомом с особыми чувствами, с положительным эмоциональным зарядом - надеюсь, это слышно. Короче, мы довольны.

Да, то, что музыка сделана с душой - слышно. А что вам самому нравится на альбоме больше всего и почему?

Пожалуй, "Wounded Land" и "Unchosen One"... Не знаю, как это объяснить, но музыкантам всегда что-то из написанного нравится особенно.

На промо-копии альбома написано, что вы и Дуги Уайт являетесь авторами всех песен. Как же вы их сочиняли?


На сей раз все было не так, как с "Arrival". Сразу после выхода того диска я спросил Дуги, не хочет ли он продолжить сотрудничество и расширить его, поучаствовав в написании песен. Он был очень рад такому предложению, и мы начали посылать друг другу по почте - он ведь живет в Лондоне, а я в Копенгагене - кассеты с идеями и аранжировками. Так продолжалось месяца четыре, после чего уже можно было идти в студию записывать альбом. Мне очень понравилось сочинять вдвоем, поскольку так гораздо проще принимать верные решения.

Кто еще, помимо вас двоих, принимал участие в записи HS?

Алан Соренсен, экс-ударник RH, он записывался и на первом альбоме, и новый парень, гитарист - его зовут Kaspar Damgaard, он датчанин и записывал некоторые партии на новом диске Майка Трэмпа. Я знаком с ним уже 10 лет, очень нравится его манера игры - возможно, он еще будет знаменит. Но до сих пор, в основном, он был занят сессионной работой, выступлениями в клубах. Когда я пригласил его поучаствовать в работе над демо-записями, и Дуги услышал игру Каспера, все мы поняли, что он отлично впишется в стилистику HS.

Где вы записывали альбом?


В Копенгагене, в небезызвестной для датских рок-музыкантов студии Media Sound. Вместе с микшированием процесс записи занял около 3-х месяцев.

Нам очень понравилось звучание HS - оно гораздо приятнее того, что было на "Arrival"...

Спасибо, это комплимент, поскольку я являюсь и продюсером альбома. Как я уже говорил, одной из задач было добиться агрессивного звука, эффекта, когда музыка словно вылетает из динамиков прямо в лицо.

Так где же истинное лицо Cornerstone - на "Arrival" или на "Human Stain"?

И там, и там. Хотя первый, на мой взгляд, уже немного устарел, я работал над ним в 1998-99 г.г. - а вышел он в 2000-м. Тогда мне хотелось сделать нечто из разряда easy listening, то, что может попасть в эфир на радио. HS - более роковый, но обоих объединяет мелодическая составляющая, очень для меня важная.

Собираетесь ли вы гастролировать в поддержку альбома?


Группе и впрямь следовало бы отправиться в европейское турне - и мы хотели, но пришлось отказать всем промоутерам, таккак у RH очень плотный концертный график - с 4 апреля мы в турне по Старому свету, потом - Япония, Корея... однако осенью, надеюсь, выберемся и с Cornerstone на гастроли

Чем занимается Дуги, пока вы путешествуете с RH?


Ну, сейчас он с кем-то еще записывается, потом, возможно, присоединится к Ингви Мальмстину, но в любом случае, мы оба верим в Cornerstone и уж еще один альбом-то точно вместе запишем. Скоро ли? Не знаю. Вероятно, в течение ближайших полутора лет.

В каком же стиле он будет, учитывая, что уже существующие существенно отличаются друг от друга?

Ой, не знаю. Но, скорее всего, мы останемся верны стилю, избранному нами на "Human Stain".

А не боитесь, что слушатели, критики будут обвинять вас в том, что вы копируете "классиков"?

Пусть говорят. Лично я так не думаю - мы достаточно оригинальны; я даже думаю, что у нашей музыки есть некий скандинавский привкус. Не думаю, что сегодня есть много групп, играющих в стиле 70-х - 80-х. И потом - разве сегодня не каждый в той или иной мере заимствует у кого-то? Придумать что-то радикально новое сложно - кажется, все уже придумано до нас, если речь идет о хард-роке. Так что мы, пожалуй, все же нашли в какой-то степени свой, уникальный стиль.

Как обычно сочиняете?


Иногда идеи приходят ко мне, когда я веду машину, иногда - когда программирую ударные для демо-версии. Очень редко сразу приходит какая-то песня целиком, обычно это просто какие-то обрывки мелодий, риффы.

Исполняя какую музыку, вы себя ощущаете более счастливым - Royal Hunt или Cornerstone?

Разумеется, материал моего соло-проекта мне ближе, там я абсолютно свободен в творческом плане, но и в RH мне тоже хорошо - как-никак, я в этой группе уже 15 лет, стоял у ее истоков вместе с Андре, и она тоже является моим детищем. Поэтому участие в двух этих проектах одновременно - для меня не проблема.

Вы немного затронули тему прошлого - а кто повлиял на то, что вы взяли в руки бас-гитару?

Фил Линотт из Thin Lizzy. А еще мой брат играл в группе, и когда я впервые увидел их на сцене, у меня мурашки по коже пошли. Так что вот эти два человека и повлияли.

Это - личные примеры. А что можно сказать о группах?

Те же Lizzy и, пожалуй, Queen, которых я много слушал тогда - "Night At The Opera", "A Day At The Races", классические альбомы... Еще была такая группа - Geordie...

...с Брайаном Джонсоном, да?


Точно! А чуть позднее я познакомился с Black Sabbath и Deep Purple.

Кстати, о "Дип Перпл". В их нынешнем составе нет уже ни Блэкмора, ни Лорда - стоит ли им, на ваш взгляд, продолжать играть под тем же именем?


Сложный вопрос (смеется). Ну, в группе еще играют Гловер, Гиллан и Пейс... Я был на их концерте недавно, когда в группе уже появился Дон Эйри.

Ну, и какие впечатления от состава вообще и от Дона - в частности?

Настоящий "забойный" рок! Эйри трудно сравнивать с Лордом, но играл он очень здорово. Между прочим, Дуги немного знаком с Доном лично, и поэтому нас пригласили на концерт - что ж, как говорят, играя, "Перпл" рвали задницу!

Ваш главный компаньон по Cornerstone мистер Уайт очень часто записывается во всевозможных трибьютах. Слышали ли вы их и что вы вообще об этом думаете?

Едва ли мне стоит оценивать то, что он делает. Я слышал всего одну песню, то ли из репертуара "Мэйден", то ли - из "Зи Зи Топ", и звучала она вполне хорошо. Но, хочу заметить, меня подобная деятельность не очень интересует. В конце концов, должен же Дуги на что-то жить.

Но в чем смысл подобных дисков?


Не знаю, есть разные компании, которые и являются инициаторами подобных проектов. У них нет никаких творческих идей - просто записать такой альбом и продать его.

Кризис жанра, короче говоря. В связи с этим хочется спросить: не досадно ли, что творческий расцвет многих хороших хард-рокеров - сейчас, а не, скажем, лет 20-30 назад?

Да, обидно. По правде говоря, жанр сейчас в гораздо худшем состоянии, чем он был раньше. Это заметно по всем показателям - посещаемость концертов, продажа дисков... А еще люди крадут музыку из интернета. Вообще всех сейчас больше интересует экономическая сторона вопроса, но если так будет продолжаться и дальше, рок погибнет.

И как же вернуть музыке ее прежний статус?


Да уж, непростой вопрос... Могу сказать, что у нас в Дании все немного нормализуется, но это, скорее, касается той музыки, которая вдохновлена "Битлз", а не хард-н-хэви - она и на радио звучит, и журналисты ей внимание уделяют, и на контракт подобные исполнители вполне могут рассчитывать. Теперь нужно, чтоб такое же отношение было и к нам.

А сколько человек обычно приходит на концерты RH?


Ну, если попытаться найти среднее арифметическое, то, думаю, около пятисот.

По-вашему, это достойная аудитория?

Спору нет - я хотел бы играть для 10 тысяч, но мы и тем, что есть вполне довольны. К тому же, порой выступать в маленьком клубе куда приятнее, чем на большой арене, - контакт с поклонниками более тесный, да и реагируют они куда более эмоционально. Так что жаловаться нам не на что. Все зависит от страны, промоутера, вместимости зала; я ведь назвал среднее количество слушателей, хотя бывает их порой 2000, а бывает и всего 200. Такова нынешняя сцена во всем мире...

Стин! Тут мой коллега хочет узнать от вас кое-что касательно "Ройал Хант". Вы не против?

Хорошо, только я очень спешу.

Привет, это Владимир. Мой вопрос связан с вашим последним альбомом "The Mission". Он вполне хорош, но не кажется ли вам, что его бодрое, типично ройал-хантовское настроение не совсем соответствует духу книги Рэя Брэдбери "Марсианские хроники"?

У каждого в голове по прочтении той или иной книги возникает свое представление о ней, фантазия рисует свои образы. Так что мы всего лишь позволили себе вольную интерпретацию того, о чем писал Брэдбери...

Мой следующий вопрос касается вашего EP. Там, на обратной стороне обложки участники Royal Hunt все в каком-то странном гриме - в чем был смысл перевоплощения?

Нам хотелось походить на пост-панков. Есть такой фильм с фантастическим сюжетом - "The Crow". Мы посчитали, что такой научно-фантастический пост-панковский имидж нам очень подойдет, ибо при создании "The Mission" мы использовали много сэмплов с "машинными" звуками.

Пост-панк фигурирует, надеюсь, не как стиль, в котором группа будет работать в дальнейшем?

О, нет. Речь шла только об имидже.

Тогда я спрошу вас про тот случай, когда RH должны были выступать в Москве, но этого не произошло - почему?

Причина кроется в нью-йоркской трагедии. Из-за тех событий нам оказалось очень сложно продолжить гастроли, многие авиакомпании почти моментально прекратили полеты, а наш вокалист - американец, и им, гражданам США, ФБР настоятельно советовало не покидать пределов страны. Так что дело совсем не в Москве - сорвались выступления и во многих других странах, например, в Израиле. Так что это просто стечение обстоятельств.

Но вот Гленн Хьюз, допустим, все-таки прилетел в Москву...

Мы тоже могли прилететь к вам. Но проблема заключалась еще и в том, что если отменяются какие-то концерты, то с точки зрения экономики остальные давать уже не выгодно.

Я спрашивал лишь потому, что здесь некоторые считали, что вам не понравилось в Москве в ваш первый приезд...


Ни в коем случае! Мы понимаем, что таможенники - это еще не весь русский народ. Публика же нас встречала просто прекрасно, нам очень понравилось, и мы будем рады приехать снова. Нет, на самом деле очень обидно было отменить шоу буквально в последний момент. Примите наши извинения.

Вот еще немного странный вопрос - слышали ли вы последний альбом Ди Си Купера "Infatuator"?

Нет.

Он там почему-то очень сильно "косит" под Роба Хэдфорда.

Правда? Надо будет послушать!

... Общаетесь ли вы с российскими поклонниками RH?

Да, через интернет иногда к нам приходят письма от поклонников и даже рецензии из журналов. Так что, кажется, в России у нас хорошие перспективы.

Есть так же неофициальный российский веб-сайт группы - seaoftime.sso.ru. Видели?

Да, очень мило! ОК, мне уже надо бежать! Передайте привет всем вашим поклонникам RH и скажите им, что очень скоро мы приедем на гастроли. Надеюсь, вам придется по нраву новый альбом Cornerstone. Take care!

Беседовали Игорь Зленко и Владимир Импалер. Расшифровывал Игорь Зленко. Благодарим Art Music Group за организацию интервью. (Хотя очень хотелось бы, чтобы "сюрпризов" подобного рода не случалось...)

Back